воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Проблемы формообразования в новейшей архитектуре


 А. М. Мамедов

Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
                                                                 арх. проект – доц. В.В. Громада


ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ НЕЛИНЕЙНОЙ АРХИТЕКТУРЫ 
В КОНТЕКСТЕ СЕГОДНЯШНЕГО ВРЕМЕНИ

Современная архитектура характеризуются множеством направлений. Среди них можно отметить нелинейный подход. 
Создание объектов на основе нелинейности сегодня определяется архитекторами как архитектурное формообразование, основанное на тактильном взаимодействии факторов окружающей среды, философии, интегральной математики и новых технологий. Изучая эту область инновационных архитектурных течений в архитектуре, особое внимание хочется обратить на значение нелинейной архитектуры в таких различных по своему историко-культурному контексту регионах, как государства Европы и современного динамично развивающегося Азербайджана. 
На мой взгляд, именно эти регионы весьма показательны с точки зрения различий в стилевом направлении архитектуры 19-20 века и сходства в современных веяниях и течениях 21 века. Известные архитекторы выбирают единое направление, но создают их в различных контекстах. 
Азербайджан - древняя страна, расположенная на перепутье между Европой, Азией и Средним Востоком, между Черным и Каспийским морем, граничит с Ираном, Турцией и Россией. На протяжении большей части истории Азербайджан находился под властью соседних империй - Исламской и Российской. 
Сегодня активно осуществляется пятнадцатилетний план по развитию города Баку в стиле новой европейской архитектуры. 
Современный вектор, определяющий формирование архитектуры Азербайджана, можно трактовать двумя словосочетаниями: «европейское очарование Востока» или «европеизированный национальный колорит». 
Архитектура Азербайджана направлена на развитие и внедрение нелинейного подхода. В существующем культурном контексте это становится сложной, но важной задачей. Опираясь на европейский опыт, практикующие архитекторы Азербайджана уходят от наследия советского прошлого, стремясь к созданию нового образа государства, посредством строительства новых знаковых объектов. 
Анализируя сложившуюся ситуацию, критики отмечают сходство тенденций современной архитектуры Европы и Азербайджана, но стоит отметить, что это сравнение не вполне равноценно, в виду общепризнанности богатого культурного опыта Европы, в частности и архитектурного, возведение такого рода объектов не несет в себе характера общенационального масштаба. 
Понять сущность этого феномена не просто, до сегодняшнего дня Азербайджан следовал линейной логике. Известные архитекторы, такие как Zaha Hadid Architects, UNS stdudio, Format Elf Architekten, Frank Owen Gehry решают проблему связи нелинейной архитектуры с историческим контекстом различными методами. 
Одним из популярных является «дегитальный» метод формообразования, опирающийся на открытия в области математики, программирования. Данный метод позволяет суммировать информацию воедино и сгенерировать объемы, учитывающие данные. 
Ярким примером является «Культурный центр Гейдара Алиева» и три башни, которые называют «Языки Пламени» в Баку, спроектированные Zaha Hadid architects. 
Культурный центр самодостаточен и интересен, но, учитывая одни факторы, он не учитывает другие, немаловажные, такие как масштабность, существующий исторический контекст. 
Архитектор Сэр Норман Фостер, спроектировавший целый «город» на юге Баку, под названием «Baku White City», на месте умерших от нефти земель, сразу же включил в свою архитектуру нелинейные (биотек) доминанты с линейным контекстом. Расположение инородных объектов не случайно, они являются точками отправления или местами притяжения. 
Применяя данный принцип формообразования нелинейной архитектуры, являющимся в каждом проекте переходом через некий порог, мы должны помнить, что для Азербайджана это - шаг в «новое», эвристический момент, а для Европы - просто инородная форма. 




Е.А. Евдокимова

Руководитель: НИР – проф. Ю.С. Янковская


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАФФИТИ

Обширное поле взаимосвязи архитектуры и искусства – источник неослабевающего интереса ученых. Различные формы взаимовлияния архитектуры и искусства, не вуалируют, а, напротив, высвечивают специфику архитектуры в сопоставлении ее с искусством. Взаимодействие же современной архитектуры и современного искусства – вопрос не менее актуальный, а если брать во внимание специфику теоретического осмысления современного искусства, характерную для постклассической эстетики периода после ХХ века, не менее сложный. В этом русле находится неочевидная на первый взгляд, а поэтому малоизученная, тенденция взаимовлияния современной архитектуры и граффити. 
С одной стороны, архитектура вступает с граффити в особые отношения, переносящие на архитектурное творчество некоторые закономерности творчества уличных художников, с другой, самодеятельность художников с каждым годом видоизменяется под воздействием архитектуры. Практики, как архитекторов, так и граффити-художников, на протяжении всего существования современного граффити развиваются параллельно, дополняя, а иногда и усиливая друг друга. 
В зарубежных проектных мастерских (Herzog&deMeuron Architects, Metaform Architects, ITN Architects, Mi5, Maurer Architects и др.), так же как и в мастерских граффити-художников (В. Tellegen, M. Reisser, M. Di Rita, группа «3dgraffititechnica» и др.), синхронно прорабатывается особый формотворческий ключ, сближающий архитектуру и граффити. 
Эти особые взаимосвязи позволяют выявить тенденцию поэтапного усложнения художественной пластики граффити – «вырастания» трехмерной пластической единицы из плоскости листа и стены в пространство, где эта пластическая единица соседствует с архитектурным объектом. Каждое движение художника, оставляющего за собой след, становится потенциальным началом формы, постепенно проявляющей ориентацию к трехмерному ее воплощению и закреплению на земле. 
Автором предлагается рассматривать взаимовлияние современной архитектуры и граффити согласно концепции корреляции массы и пространства (ядра-оболочки) с феноменологией человеческого тела, описанной в трудах А.Г. Габричевского, применяя к данным основным элементам системный подход. Системное восприятие массы и пространства обязывает рассматривать их как взаимосвязанные элементы, образующие целостность внутри системы. К конкретному раскрытию взаимосвязи архитектуры и граффити нас приведет анализ, с одной стороны, морфологических компонент, с другой – образных компонент массы и пространства (ядра-оболочки), как в архитектуре, так и в граффити. 
Данный подход, использующий вышеупомянутые предельные типы, рассмотренные в качестве системы, предполагает обнаружить принципы, согласно которым связываются в особое пластическое единство архитектура и граффити, прошедшее стадии развития от начертательного жеста к архитектурному.



А.О. Щапова

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий 
арх. проект – доц. М.В. Винницкий 


ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В настоящее время, в архитектурной деятельности, активно развивается и применяется известными зарубежными архитекторами параметрический метод проектирования. 
Параметризм берет свое начало с середины 20-го века - в 50-е годы Фрай Отто занимается разработкой легких тентовых конструкций через регулируемые сети в пределах границ параметров.
В 90-е годы начинается активное развитие параметрического подхода. Среди философов и социологов актуальной становится идея того, что наш мир «соткан» из нелинейных, сложных самоорганизующихся материй, систем и процессов, ее, в свою очередь, подхватывают архитекторы-новаторы. К этому моменту компьютерные технологии позволяют генерировать пластичные, текучие формы, решать сложные конструктивные задачи. 
Теперь строительство криволинейных конструкций так же реально, как возможность связаться через интернет с человеком на другом конце света. 
Архитектура становится адаптивной и подвижной. Генеративные компьютерные программы позволяют проводить эксперименты в виртуальной среде с интерактивными фасадными оболочками, реагирующими на естественные и искусственные внешние раздражители.
В 2009 году Захой Хадид и Патриком Шумахером был опубликован манифест параметристов, он определяет это направление как стиль и выявляет основные определения и критерии. 
Основными чертами параметризма выступает плавность линий, их оригинальность и неповторимость, возможность, регулируя параметры, изменять форму. Избегаются твердые геометрические примитивы, прямые линии, простые повторения. Пропагандируется новый взгляд на взаимоотношение архитектурной формы и функции и новое прочтение классических профессиональных категорий: масштабности и тектоники, выработка новых способов и приемов профессиональной работы архитектора. 
Среди новейших архитектурных разработок параметризма можно выделить следующие:
 - культурный центр имени Гейдара Алиева по проекту студии Захи Хадид выполнен по всем канонам параметризма. Изогнутая поверхность здания достигает земли и взлетает обратно вверх, образуя волны, которые плавно ложатся на землю и постепенно распрямляются; 
- офисное здание Media-ICT, спроектированное студией архитектора Энрика Руис Гели с надувным фасадом. Основная концепция Media-ICT - синтез экологичности и современных технологий. В воздушные камеры треугольной формы вмонтированы датчики освещённости, которые расширяют, либо сжимают камеры, в зависимости от интенсивности солнечного излучения, тем самым регулируя микроклимат и свет внутри помещения. При этом Media-ICT обладает автономным «интеллектом», к примеру, здание не позволит зажечь все лампы в пустом помещении - свет будет загораться только там, где находится человек. А легкость конструкций позволила сэкономить и сделала это здание еще более экономически выгодным;
- проект кампуса Google, растворяющийся в окружающей среде за счет пластичной светопрозрачной оболочки, трансформируемый благодаря предусмотренным особенностям структуры;
- павильон от ICD и ITKE, повторяющий строение экзоскелета жука, в этой работе были объединены достижения робототехники и биометрики. Модули, из которых собран павильон, состоят из «затканной» волокном стальной рамы. В общей сложности разработка и реализация проекта заняла полтора года, а производство оказалось безотходнымю
Можно решить, что параметризм включает в себя только создание сложной, пластичной формы. Но он так же дает возможность учитывать восприимчивость формы к изменению климата, человеческому поведению, создавать различные программы для организации рационального и комфортного пространства, позволяет развивать гибкость функций.




А. И. Картузова 

Руководители: НИР – доц. Винницкий М.В. 
арх. проект – доц. Громада В.В.


АРХИТЕКТУРА КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

XXI век – век потрясающих научных открытий и новейших технологий, преобразивших нашу жизнь до неузнаваемости. Фундаментом для важнейших разработок в различных областях служит изучение закономерностей формирования и развития объектов живой природы, особенностей их функционирования и методов приспособления к меняющимся природным условиям. 
Архитектура не является исключением из этого правила. Развитие архитектуры как информационно открытой, самоорганизующейся системы в теоретических исследованиях и практических разработках осуществляется в Европе с конца 60-х годов XX века. 
В мировой архитектурной практике использование закономерностей формообразования живой природы и стало одним из ведущих направлений настоящего времени. Компьютеризация процесса проектирования, работа в виртуальном измерении, изобретение качественно новых строительных материалов и технологий - всё это стало основой нового метода формообразования. Широкие возможности, предоставленные достижениями научно-технического прогресса, позволили создавать свободные формы, о которых грезили многие архитекторы XX века. 
В наши дни мы можем наблюдать великое разнообразие форм современной архитектуры, порождающих множество ассоциаций, провоцирующих, удивляющих и вызывающих у зрителя неподдельное восхищение. Все они одинаково эффектны, но в основе их формирования заложены разные концептуальные подходы. Чтобы увидеть различия, необходимо выявить принципы, которыми руководствовался тот или иной архитектор при проектировании. 
Чарлз Дженкс в своей статье «Новая парадигма в архитектуре» дает оценку произведениям современной архитектуры с точки зрения их причастности к идее самоорганизации. Его мнение послужило основой для создания классификации, представленной в данной научно-исследовательской работе. Кроме того, говоря о заимствовании принципов организации живой природы, нельзя обойти стороной явление адаптивной архитектуры, представляющее для исследования особый интерес. 
Итак, было предложено рассмотреть архитектурные объекты в составе следующих групп:
  • Архитектура биотека, экотека, органитека – архитектура, использующая натуральные материалы, энергосберегающие технологии, воссоздающая формы живой природы, но не заимствующая принципы их организации. Проектировщики данного направления часто предлагают неожиданные метафоры, подчеркивающие сходство архитектурных конструкций с живыми организмами. 
  • Нелинейная, дигитальная архитектура – архитектура новой грамматики, опирающаяся на мощные компьютерные возможности, использующая принципы фрактальности, переосмысливающая формы земного ландшафта, волн, складок и капель. Форма таких зданий открыта для интерпретации и может вызвать целый ряд ассоциаций, которые могут быть связаны с функцией здания и его местоположением. 
  • Интерактивная, интеллектуальная, «мягкая» архитектура – архитектура как адаптирующаяся и саморегулирующаяся (гомеостатичная) машина, имеющая контроль над своим поведением. Современные технические возможности позволяют подобным объектам получать множество информации из внешней среды и реагировать на поведение человека. Они распознают изменения температуры, уровня освещения, скорости ветра. Одни из них способны принимать простые послания от человека, другие - ощущать его присутствие по излучаемому им теплу или движению и реагировать тем или иным способом. 
Системный подход к классификации архитектуры с точки зрения концепции саморазвивающейся системы позволит создать обширную классификацию архитектурных объектов и выделить существенные характеристики, определяющие то или иное направление в архитектуре, определить его значимость, достоинства и недостатки, Выявленные и классифицированные в ходе исследования качественные характеристики архитектурных зданий и сооружений могут быть использованы в практических целях при проектировании.




К.В. Гробова 

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий 
арх. проект – доц. М.В. Винницкий 


ФОРМООБРАЗОВАНИЕ НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЫ 
В КОНТЕКСТЕ НЕЛИНЕЙНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ

Актуальность темы определяется, прежде всего, недостаточной изученностью самой проблемы формирования «новых образов» в архитектуре, генезиса данного направления, а также отсутствием обобщающих работ по этой теме, как в отечественной, так и в зарубежной теории архитектуры. 
Актуальность исследования определяется значимостью прояснения смысла современных инновационных поисков, развивающих нестандартные стратегии и методы формообразования в архитектуре.
Проблема: К началу ХХI века, на фоне многоликости архитектуры особенно заметно перенесение внимания от проблемы образования стиля как некоей устойчивой тотальности к проблемам рождения новой формы, мировоззренческим и образным предпосылкам ее появления.
Цель научно-исследовательской работы – показать преемственность идеологических и эстетических исканий, представить инновационные архитектурные течения переходного периода как целостное историческое явление, внутренне связанное сквозной идеей образа «эфемерности» в архитектурных объектах.
Архитектура становится все больше связанной с философией, интегральной
математикой, новыми технологиями. 
Особое направление архитектуры, которое осваивает сложную математическую парадигму нелинейности и новые динамические принципы формообразования, можно назвать нелинейной архитектурой.
Стремление архитектора к свободной форме обеспечили новейшие программы, позволяющие выйти за черту линейности, освоить неевклидово пространство, работать в виртуальном измерении.
Заключение: Параметризм – новый крупнейший стиль после модернизма.
Современный нелинейный подход в проектировании, использующий динамические и эволюционирующие системы, позволяет создавать сложные формы и окружающую их среду. В то же время каждый архитектор имеет собственную систему методов и принципов, составляющую суть его авторской концепции как единство мироощущения и творческих методов, выраженных в проектном творчестве.
Использование возможностей компьютерного проектирования способствовало широкому развитию «свободных» архитектурных форм. 




Ю.С. Пилипенко

Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
арх. проект – доц. М.В. Винницкий

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ 
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Современный мир и современное общество неразрывно связано с процессом урбанизации. Но, к сожалению, большинство городских пейзажей представляет собой ни что иное, как прямые линии, серые цвета, одинаковые улицы, дома, окна, подъезды, унылые серые полосы дорог, а вдобавок к этому еще и шум, грязь, яркий свет, загазованный воздух. 
Жители мегаполисов остро ощущают кризисное состояние архитектурной среды, которая изобилует агрессивными, монотонными, эмоционально подавляющими визуальными полями, что влечет за собой дегуманизацию городских пространств. 
Сложившаяся ситуация определяет необходимость пересмотра существующих подходов к архитектурно-пространственной организации среды города, зачастую игнорирующих художественный и гуманистический аспекты формирования пространства. 
С начала ХХ века до сегодняшнего дня органическая архитектура прошла большой путь в своем развитии. Сегодня она представлена несколькими наиболее популярными направлениями, такими как лэндморфинг, эко-архитектура, архитектурная бионика, зеленая архитектура. 
Не зависимо от направления, основными принципами органического подхода являются:
– создание гармонии между формой и содержанием,
– использование природных материалов,
– соответствие архитектуры контексту,
– следование природным формам, как образцам.
Исходя из названных принципов, можно выделить методы, посредством которых они реализуются:
– Предпроектный анализ с целью выявления особенности места, его колорита, изучение возможностей участка с целью его максимального использования.
– Природные материалы, такие как дерево и камень, могут быть широко применены в местах близкого контакта с человеком. В частности, дерево может служить материалом отделки стен нижних этажей, ограждений и покрытий пола на террасах и участках эксплуатируемой кровли, материалом для разнообразных элементов благоустройства.
– Использование пластичных и криволинейных форм. Пластичным может быть как здание в целом, так и его отдельные элементы, декор. Сложный, разнообразный силуэт и насыщенность элементами создают комфортные визуальные условия, позволяют взгляду отдыхать от упрощенных форм индустриальной застройки, отсылают его к естественным природным формам. Бионическая архитектура сводит к минимуму наличие гомогенных и агрессивных визуальных полей. При проектировании новых зданий, первые этажи желательно делать выступающими за плоскость основных фасадов. Это обогащает пластическое решение здания, приближает его по масштабу к человеку, идущему по тротуару.
– Искусственная имитация естественной среды посредством создания рекреационных зон вокруг здания, а также включение природного компонента в его структуру в виде зимних садов, озелененных элементов и т.д. 
В нашем климате с суровыми зимами включение природного компонента в структуру здания является особенно важным, так как это помогает компенсировать неблагоприятные природные воздействия.
Таким образом, можно сделать вывод, что органическая архитектура позволяет решить следующие проблемы современной архитектурной практики:
– недостаток природных элементов и рекреационных зон;
– разрыв масштаба городской среды;
– монотонность жилой застройки советского периода и современной;
– безликость «стеклянных коробок» современных офисных и торговых зданий;
– улучшение экологической ситуации и психофизиологического состояния жителей мегаполисов;
– оторванность здания от контекста, бездумное копирование удачных аналогов, которые теряют свои положительные свойства в другом контексте.
Цель работы заключается в подтверждении гипотезы, что принципы органической архитектуры применимы к объекту любой структуры, функциональной направленности и размера. В процессе работы будут сформированы комплексные модели, апробированные в дальнейшем в проектировании.





  Ж.Э. Уморина

Руковадители: НИРС - проф. М.Г. Безирганов 
Арх. проект – доц. В.В. Громада 


БИОНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА В СОВРЕМЕННОМ МЕГАПОЛИСЕ В РОССИИ

Целью моей научно-исследовательской работы является изучение такого направления в архитектуре, как органическая или бионическая архитектура в современной России, изучение и сравнение синтеза современной архитектуры ближнего зарубежья и отечественной, а также выявление причин формирования современных стилевых направлений во всем мире и в России в частности. 
Историческими предпосылками появления бионическо-органической архитектуры послужили здания, конструктивно напоминающие природные явления или объекты живой природы. Такая архитектура присутствовала в Древнем Египте, Месопотамии и в Китае, а также в ритуальных постройках почти всех народов. 
В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Основу архитектурной органике положил Леонардо да Винчи - художник времени Возрождения. Он первым попытался использовать опыт природы при построении рукотворных машин - из чертежей и записей Леонардо очевидно, что при разработке собственного летательного аппарата главную роль он отводил воспроизведению того же механизма, с помощью которого птицы машут крыльями и создают подъёмную силу. 
Архитектурная бионика — новое явление в архитектурной науке и практике. Сейчас, может быть, рано говорить о всех ее возможностях, однако имеющийся практический опыт в этом направлении у нас и за рубежом открывает широкие горизонты решения различных интересных архитектурных проблем с помощью патентов живой природы.
Бионику как науку представили ученому миру на симпозиуме учёных в Дайтоне в 1960 году, в этом же году в СССР в ЦНИИТИА было положено начало развития архитектурной бионики. 
В Советском Союзе велись разработки конструктивных систем, позволяющих преодолевать климатические условия Крайнего Севера, изучались возможности подводного строительства для проектирования промышленных ферм в условиях высокого давления водных масс, проектировалось строительство мостов на основе природных форм, которое уменьшило бы затраты на материалы и позволило строить более протяженные конструктивные модели, спортивные комплексы с оболочковыми покрытиями и многое другое. 
К сожалению, знания, тщательно собираемые поколениями русских ученых, сегодня забыты, хотя наши зарубежные коллеги не стали отказываться от конструкций в бионическом стиле.
Проблема современной бионической архитектуры в её непопулярности в связи с экономической нерентабельностью. Современный архитектор зачастую не может позволить себе развернуть свою фантазию в полной мере, ограниченный рамками бюджета заказчика, поскольку заказчик почти во всех случаях является третьим лицом, заинтересованным в продаже объекта после его строительства, поэтому затраты на индивидуальные архитектурно-конструктивные особенности здания считаются не желательными.
Актуальность этой темы на сегодняшний день заключается в том, что бионическая архитектура развивается в передовых странах, таких как США, Япония, Китай и вся Западная Европа, в то время как в России это направление все еще не развито. 




2 комментария:

  1. Отличный материал. Автор, благодарю.

    ОтветитьУдалить
  2. If you're looking to lose fat then you absolutely have to start following this totally brand new personalized keto meal plan diet.

    To produce this keto diet, certified nutritionists, fitness couches, and top chefs have joined together to produce keto meal plans that are efficient, suitable, economically-efficient, and enjoyable.

    From their launch in 2019, 1000's of individuals have already transformed their body and well-being with the benefits a professional keto meal plan diet can offer.

    Speaking of benefits: in this link, you'll discover eight scientifically-proven ones offered by the keto meal plan diet.

    ОтветитьУдалить